Психология в юриспруденции

Общая психология » Психология в юриспруденции

Страница 6

Особой разновидностью страха являются фобии – навязчивость, неадекватные переживания, которые имеют в своей основе боязнь конкретного содержания (открытого, закрытого пространства, высоты, животных и т.д.).

Юристу-практику надо иметь в виду, что субъект (подзащитный, гражданский истец и т.д.) действительно пережил состояние страха, если в ходе рассмотрения уголовных дел установлено, что преступление сопровождалось угрозами, запугиванием. При разрешении гражданско-правовых споров признаются недействительными различные сделки, совершенные под влиянием угроз.

Появление страха, безусловно, связано с детерминантами, т.е. своего рода «природными стимулами», которые унаследованы или приобретены на жизненном пути. При оценке различных действий субъекта в системе «человек–право» юристу необходимо знать последствия переживания страха:

снижение остроты восприятия;

нарушение мышления;

искажение оценки расстояния между предметами;

фрагментарность воспоминаний;

суженность сознания (растерянность, непонимание происходящего).

Знание следующих факторов имеет большое значение при расследовании противоправных действий:

внезапно возникшее сильное душевное потрясение;

временное особое психическое состояние как обстоятельство, смягчающее наказание;

превышение пределов необходимой обороны;

экстремальные случаи на производстве (диспетчер на железной дороге, оператор в воинской части и т.д.).

Стресс

– это состояние психической напряженности, которое обусловлено приспособлением психики человека, его организма к сложным, изменяющимся условиям жизнедеятельности. Такими условиями (в юридической практике) могут быть как обстоятельства, связанные с совершением противоправных действий, так и сама процедура ведения дела, вызывающая состояние психической напряженности не только у обвиняемого, свидетеля, подзащитного, но часто и у следователя, адвоката, судьи.

Особенность стресса заключается в его противоречивости: он оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человека:

положительный (мобилизующий) эффект стресса имеет известные пределы, стимулируя большую эффективность жизнедеятельности субъекта;

длительное нахождение под стрессом приводит к срыву деятельности организма, т.е. оказывает деструктивное воздействие

на психику (гнев, ярость, страдания, депрессия).

Юрист должен понимать причины возникновения стресса и учитывать его влияние при рассмотрении дел (гражданских и уголовных):

стресс часто связан с решением очень трудных и важных для субъекта задач;

стресс нередко проявляется физически (в виде шума, зрительного воздействия, одиночества, конфликта и т.д.);

переживание стресса связано с психофизиологическими особенностями человека (запас устойчивости к стрессу – уровень толерантности).

Юристу необходимо руководствоваться при установлении факта стресса следующим:

у субъекта в стрессовом состоянии заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора и наблюдается тенденция к завышению этой оценки;

в гражданско-правовых вопросах (заключение сделок, контрактов, хозяйственных договоров) в стрессовом состоянии субъект допускает так называемые «сделки с пороками воли».

Особо следует подчеркнуть, что в современных условиях большое значение приобретают постстрессовые нарушения психики как следствие пережитого субъектом события, выходящего за пределы обычного опыта жизни (экологические катастрофы, боевые действия, теракты, вооруженные нападения и т.д.). У людей с постстрессовыми расстройствами обнаруживаются признаки социальной дезадаптации (обособленность, неадекватная реакция на окружающее: шутка воспринимается как оскорбление, повышенная конфликтность). Именно в этих особенностях постстрессового состояния следует искать объяснение противоправных поступков в форме конфликтов. Учитывая сильное воздействие стрессогенных факторов на психику человека, законодатель оставил возможность судам с учетом обстоятельства дела, личности подзащитного смягчать меру наказания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, ...

Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица) Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-рук ...

Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
К концу дошкольного возраста, т. е. к 6—7 годам, большая часть глухих детей, находящихся с 2 — 3 лет в специальных коррекционных детских учреждениях, достигают уровня развития зритель­ного восприятия, близкого к нормальному. Дети хорошо р ...