Динамика школьных страхов на начальной ступени обучения
Эта тенденция сохраняется в течение второго и третьего года обучения в школе.
Большинство психологических исследований сосредоточено на изучении проблем кризисных, переломных моментов в жизни человека. Поэтому такой «психологически спокойный, латентный» период, как конец первого – начало четвертого класса, изучен не достаточно. Задача школьного психолога с помощью системы мониторинга своевременно выявить случаи возникновения школьных страхов и решить вопрос о необходимости его коррекции.
Конец четвертого класса.
Данный период был выделен нами в связи с изменением социальной обстановки в современной системе образования. Если до 1990-х годов ребенок относительно спокойно переходил из начальной школы в среднюю, то сейчас этот переход сопровождается определенным стрессом для ребенка. В основном это связано с вариативностью образования. Так, например, обучение в престижных московских гимназиях начинается только с 5 класса и ребенку необходимо пройти вступительные испытания. В нашем исследовании учеников одной из московских прогимназий были полученны данные о появлении страха «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». На этом этапе семья ребенка имеет огромное влияние как на возникновение, так и на преодоление данных школьных страхов.
Таким образом, мы показали, что в начале и в конце обучения ребенка в начальных классах школьные страхи в большей степени определяются системой обучения, а во втором-третьем классах – психологическими особенностями ребенка и особенностями его индивидуальной образовательной траекторией.
Рекомендуем к прочтению:
Социальная информация
Во многих исследованиях отмечается связь между сознанием, языком и мышлением. Язык является средством общения между людьми. Он отражает степень развития общества и меняется вместе с изменениями в общественной жизни. Развитие языка отражае ...
Периодизация развития в отечественной и зарубежной
психологии
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодиз ...
Психологическая практика в учреждении инновационного образования
Анализ психологической практики в рамках учреждения инновационного образования можно осуществить на примере деятельности психологической службы МОУ Лицея №15 г. Пятигорска.
Результатом опытно-экспериментальной работы явилось создание пол ...