Группы детей с нарушением поведения
Существуют группы детей, которые более других подвержены риску возникновения у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей.
Влияние семьи:
1. Привязанность. Ненадёжная привязанность к родителям в младенчестве связана с возможным возникновения поведенческих проблем в дошкольном возрасте, таких как враждебность, оппозиционность и открытое неповиновение.
2. Семейный разлад. Семейные раздоры являются благодатной почвой для возникновения антисоциального поведения, особенно у мальчиков. В частности у детей, которые часто подвергаются насилию в семье. Дети, которые подвергаются насилию у себя дома встают на путь деликвентности в более раннем возрасте и совершают более серьёзные правонарушения.
Мальчики, растущие в неполных семьях также находятся в группе риска.
3. Психопатология родителей. Приверженность родителей к злоупотреблению алкоголем или наркотиками является также причиной развития нарушений поведения у детей. Материнскую депрессию связывают также с возникновением поведенческих отклонений, как и ряд других вариантов плохого приспособления к окружающей обстановке.
Наиболее сильным фактором является наличие антисоциального расстройства личности у одного из родителей, которое увеличивает и риск возникновения и устойчивость расстройств поведения у детей.
4. Грубое воспитание и межпоколенная агрессия.
5. Родительская непоследовательность. Противоречивое сочетание строгости и попустительства также имеет связь с антисоциальным поведением [6].
Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.Особенно сложен вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в условиях специальных учреждений закрытого типа. В нашем обществе широко распространены представления об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения девиантного поведения среди «нормальных» детей и подростков.
Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию важности функции ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.
Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [4].При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения
Рекомендуем к прочтению:
Женщины и боязнь деформации
Руководитель - диктатор "во время работы". (Владимир Ленин)
Утратить женственность не самая привлекательная профессиональная перспектива. Если посмотреть на российских женщин, которые занимают руководящие посты, то складывается ...
Сон родился в тепле
Считается, что сон появился вместе с терморегуляцией. Большая часть млекопитающих приспособилась к жизни путем организации терморегуляции (некоторые исследователи связывают это с великим оледенением).
В отличие от холоднокровных животн ...
Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни – это активность личности, но психологическая сущность этой активности не уточняется. Тем не менее, некоторые исследователи признают, что успех разработки психологической концепции смысла жизни в первую очередь зависит ...