Проблемы понимания подростков взрослыми

Страница 5

Исследователи выделяют следующие психологические особенности внутрисемейных отношений у подростков с различными нарушениями поведения:

1) неустойчивость воспитания, выражающаяся в колебании между гипопротекцией и гиперпротекцией;

2) предпочтение в подростке детских качеств, стремление игнорировать взросление детей и способствовать развитию непосредственности, наивности, игривости, то есть желание затормозить социализацию ребенка;

3) проекция на подростка собственных нежелательных качеств, когда родитель в подростке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе;

4) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей, которые, манипулируя ребенком, пытаются доказать свою правоту противной стороне;

5) нарушения супружеских отношений между родителями;

6) неразвитость родительских чувств, когда родители предпочитают не иметь дело с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к интересам и потребностям;

7) воспитательная неуверенность родителя, когда он идет на поводу у ребенка, уступая и потакая ему во всем.

Алкоголизм родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. В подобных семьях личность формируется под прямым воздействием социально вредных поступков взрослых, усваивая опыт антиобщественного поведения [13, с.47]. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: не говори, не доверяй, не чувствуй. Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребенка, но и негативно сказывается на формировании его личности. Это ощущается впоследствии всю жизнь.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя; дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожиданий взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности; дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей, их часто осуждают за действия и чувства их родителей; родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребенка; осуждение родителями поступков ребёнка формирует отрицательную оценку его личности в целом; дети чувствуют себя заброшенными; родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать и делать то же, что и они, выглядеть так же, как они; самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка; родители могут относиться к ребенку как к равному, взрослому, не давая ему возможности быть ребенком; чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье - вина, страх, обида, злость, - становятся движущими силами в его дальнейшей жизни.

Иногда семейный разлад переходит в жестокое физическое обращение родителей со своими детьми. Здесь важно отметить, что опыт физического насилия в детстве является предвестником делинквентности вообще и совершения насильственных преступлений, в частности.

Матери чаще травмируют своих детей, чем отцы. Это происходит потому, что женщина чаще, чем мужчина, оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, что способствует увеличению риска насилия. Кроме того, занятость женщины хозяйством и заботами о доме, а также обязанностями по воспитанию детей увеличивает вероятность ее стресса [13, с.52].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем "золотые ...

Общие качества свойственные группам.
Непосредственно общие качества группы: 1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция). 2. Микроклимат определяет самочувствие каждой лично ...

Психология как учебная дисциплина. психологические знания в жизни людей
Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образовани ...