Проблемы понимания подростков взрослыми

Страница 4

педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят и не доверяют своим детям, подвергают их тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения. Под влиянием этого ребёнок вырастает хмурым, озлобленным, не может испытывать ни к кому привязанности.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу применить силу в отношении ребёнка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием: физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях вырастают агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный стиль в противоположность жестко-авторитарному характеризуется тем, что родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя при этом никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях чувствуют себя безнаказанными, и в итоге - садятся на голову родителям и другим взрослым.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старших, в роли которых зачастую выступают лидеры различных асоциальных групп.

Воспитание по типу кумир семьи часто встречается по отношению к поздним детям, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль характеризуется тем, что у родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми: от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших и родителей.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание.

К семейным факторам формирования нарушений в поведении подростков относятся как некоторые социальные характеристики (структурная неполнота семьи в силу различных обстоятельств, многодетность семьи, низкий материальный достаток), так и эмоциональное отвержение ребёнка родителями, господствующие в семье негативные нормы поведения, эмоциональный тон отношений между родителями, отчуждение и конфликтные отношения в семье, различные нарушения воспитательных приёмов и тактик родителями.

Господствующие в семье нормы поведения определяют и эмоциональный тон отношений между родителями и детьми: к большинству подростков из таких семей педагогические требования также предъявляются родителями в ссорах и скандалах. Принятые в семье образцы поведения переносятся и во внешнюю среду [2, с.34]. Отсутствие надлежащих семейных контактов особенно пагубно для девочек. Во-первых, почти все отвергнутые семьей девочки слишком рано начинают половую жизнь, становятся легкой сексуальной добычей более взрослых молодых людей, быстро деморализуются, их интимные связи приобретают беспорядочный характер. Во-вторых, оторвавшись от семьи, школы, выйдя за пределы нормального человеческого общения, таким девушкам очень трудно, иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих [1, с.26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Явление и определение внимания
В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. К сожалению, сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, ...

Психология потерпевшего и свидетеля
Психологические состояния потерпевшего в значительной мере могут определяться его "обвинительной доминантой", отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей к ...

Психологический портрет клиента, определяемый по форме лица
Классическое круглое лицо. Образ такого клиента отличается желанием действовать постоянно, не раздумывая. Горяч, несдержан, хотя всегда весел, с оптимистическим взглядом на действительность. Любит быть душой компании, язвителен, остроуме ...