Психология братско-сестерских взаимоотношений

Общая психология » Психология братско-сестерских взаимоотношений

Страница 2

Однако, если эмоциональная депривация старшего ребенка оказывается слишком сильной, а его ресурс ограничен, могут наступить поведенческие сдвиги в сторону нарушения навыков, которые уже были сформированы. Например, он может «разучиться» самостоятельно принимать пищу, ложиться спать, могут ухудшиться его вербальные навыки и навыки «туалетного» поведения.

В силу опыта «детронизации» ребенок, а позже взрослый слишком боится авторитетную фигуру, допустить ошибку. Он рано обучается «читать с лица» эмоции своих родителей, поэтому чувствителен к эмоциям других людей. Он идентифицирован (отождествлен) с родительскими фигурами и несет родительские установки в другие контакты. Старший ребенок имеет ранний и очень важный опыт заботы о другом (младшем), опыт принятия решений, ответственности и лидерства. В результате человека во взрослом состоянии в сиблинговой позиции «старший ребенок» мы с наибольшей вероятностью найдем среди людей, которые возглавляют социальные, политические, научные сообщества. Половина американских президентов и 21 из 23 астронавтов были старшими с детьми в семье (Ричардсон Р., 1994).

Старший брат среди братьев будет руководить мужскими (воинскими, международными, политическими организациями), старший среди сестер – женскими сообществами (школой, больницей) и далее – согласно описанной логике.

В семейной жизни старший ребенок будет больше привержен родительским, нежели супружеским, ролям.

Из всех сиблинговых позиций наиболее успешен в браке средний ребенок. Важно привести негативные данные о том, что первенцы составляют значительную группу среди проблемных детей; это, возможно, является следствием чрезмерных родительских ожиданий, адресованных первенцу, либо результатом неблагополучно пережитого опыта «детронизации».

Второй (средний) ребенок.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат и старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга.

Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать и ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах»/

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата и сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Второй ребенок имеет большую зависимость от взрослых и статусных фигур, чаще обращается за помощью, в большей степени ищет одобрения других, очень чувствителен к несправедливости, нечестности и к ошибкам, которые совершают другие по отношению к нему. Поскольку он из-за своего возраста вынужден считать себя менее ловким, малознающим по сравнению со старшим братом, но может проявить способности в областях, в которых не отличатся старший, например, в спорте, искусстве. Средние дети достаточно коммуникабельны, дипломатичны и успешно работают в группе.

Самый младший ребенок.

Младший ребенок находится в уникальной сиблинговой позиции в том смысле, что «никто не наступает ему на пятки», он всегда остается младшим и нередко сохраняет самоощущение всеобщего любимца до старости. Этот ребенок окружен заботой, поэтому его чувства безопасности, защищенности сохраняется во взрослой жизни. Дети, а позднее и взрослые в сиблинговой позиции – люди с явным преобладанием позиции – люди с явным преобладанием позитивных эмоций, хорошим чувством юмора, возможно, со склонностью к детским манипуляциям (с тенденцией обижаться, надувать губы, чтобы добиться своего). Что касается успешности и общей мотивации достижения, в литературе описываются два сценария. Младший ребенок из многодетной семью может иметь сильнейшую потребность в достижении цели, если он вступает в соревнование, а иногда и конкуренцию со старшими. Но если он чувствует себя абсолютно самодостаточным, «купаться в любви близких», то у него могут не сформироваться рабочие навыки усилия и преодоления, и, столкнувшись с взрослой жизнью, он может стать неудачником и даже алкоголиком. Люди в сиблинговой позиции «младшие» наименее успешны в брачных отношениях, реже выходят замуж (женятся), а в случае супружества их брак бывает кратковременным.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Основные аспекты проведения переговоров
Желание решить проблему – самая главная предпосылка для того, чтобы вступить в переговоры, поскольку настрой и желание найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны, уже изначально как бы предопределяют успешное их завершение. На ...

Методики исследования личности
ТАТ (Тематический апперцептивный тест) относится к числу так называемых прожективных методик, применяемых для исследования свойств и особенностей личности. Испытуемому предъявляется ряд картин (от 6 до 30) с неопределенным сюжетом и став ...

Основа международного этикета в общении
Для начала немного истории. Письменные договоры, которые фиксируют правила поведения представителей разных государств в международном общении, составляют отдельную, абсолютно особенную часть этикета. Это международный, или дипломатичный, ...