Развитие личности дошкольника
Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. "Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, — отмечала А.П. Усова, — является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых такое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей . Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий свое место в этом обществе".
Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это одинаково плохо, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, к людям вообще), мнительности, враждебности, стремлению к уединению.
Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. Особой любовью, популярностью среди детей пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками, необходимыми для разных видов деятельности, веселые, эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.
В число наименее популярных входят дети, характеризующиеся, как правило, противоположными качествами. Это часто дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или же, напротив, - сверхобщительные, назойливые, агрессивные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются, вызывая неудовольствие сверстников.
"Непопулярные" дети нередко отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками речи, внешнего вида. Выявив таких детей, педагогу следует задуматься — а не виноват ли и он, что эти ребятишки попали в число "непопулярных"? Нужно пересмотреть свое отношение к ним. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в число "непопулярных" в этом возрасте входят, как правило, дети, которых учителя и воспитатели сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не проходит бесследно и для других детей).
Кстати, и появление "звезд" не обходится без педагога. Только всегда ли в их число попадают действительно самые достойные? Важно знать, какими качествами, поступками дети добиваются своего лидерства, на чем основан их авторитет. Ведь если повнимательней приглядеться, не всегда ценностные установки "популярных" детей являются положительными. Иногда в роли лидера может выступать и малолетний деспот. Активный, общительный, порой с организаторскими задатками, физически крепкий, такой лидер нередко принимает в свою игру или заступается за более слабого сверстника лишь за определенную "взятку", плату ("Если ты мне дашь свой значок .", "Если дашь мне свой бутерброд и яблоко ." и т.п.). Педагогам важно изучить структуру класса, группы шестилеток с тем, чтобы целенаправленно влиять на детские взаимоотношения.
Конечно, ни учитель, ни воспитатель не могут "привнести" в ребенка доброту, честность, умение играть, трудиться, не могут передать" знания и другие ценные качества одними своими усилиями, минуя деятельность самого ребенка. Известный психолог Г.С. Костюк пишет: "Искусство педагогического воздействия заключается в том, чтобы вызвать и направить это самодвижение, самодеятельность ребенка, его инициативу, творческую активность, не только помогать ему успешно разрешать возникающие в его жизни противоречия, но и планомерно способствовать их созданию". Так что умелое создание противоречий тоже является фактором развития личности ребенка.
Становление личности, психическое развитие ребенка в целом тесно связано с самосознанием, самооценкой как важной формой его проявления.
Рекомендуем к прочтению:
Особенности зрительных ощущений
Роль зрительных ощущений очень велика. Зрительные ощущения — это ощущения цвета и света. Зрение позволяет нам подлинно воспринимать предметы.
Зрительные ощущения вызываются воздействием электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетч ...
Особенности судебной деятельности по уголовным делам
Судебное разбирательство уголовных дел – важнейшая стадия уголовного процесса, состоящая в рассмотрении в установленном законном порядке уголовного дела в судебном заседании. В судебном разбирательстве реализуется полномочия суда по осуще ...
Психологические проблемы больных, страдающих нервной булимией
Если даже в нашей стране это не так заметно, то в западном обществе огромное количество населения стран – в основ это все эе женщины – испытывают ощущение, как будто на протяжении всей своей жизни они либо сидят на диете и пытаются удержа ...