Развитие личности дошкольника
В психологии понятие "личность" используется в двух основных значениях.
С точки зрения одних психологов, личность — это любой человек, обладающий сознанием. По словам К.К. Платонова, "это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему".
Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала известный психолог Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я". Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. С этой точки зрения, которую разделяют и авторы данной книги, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.
А как же тогда ребенок? Является он личностью или нет? Может быть, здесь возникает противоречие?
Но это только на первый взгляд. А.Н. Леонтьев считал, что личность действительно рождается дважды. В первый раз это происходит в период "возрастной революции", когда трехлетний ребенок выставляет знаменитый лозунг "Я сам!". Второй раз — когда, по выражению А.Н. Леонтьева, возникает сознательная личность.
Возраст 6—7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта — единство личности.
Исследования последних лет дают основание считать, что эти, хотя и простые еще, но уже обобщенные, специфические для данного человека, устойчивые психологические механизмы начинают играть определенную роль по отношению к другим иерархическим уровням, конкретным свойствам. Более того, именно этот, переходный к школе возраст, все чаще относят к наиболее восприимчивому, благоприятному (сензитивному) для целенаправленного формирования оптимальных уровней механизмов психики, личности ребенка. Особая сензитивность шестилеток к развитию личности, формирования оптимальной системы базового уровня психики ребенка обусловлена в значительной степени тем, что в этом возрасте ребенок направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений. Именно в данный период происходит как бы "замыкание связи между двумя мирами". Характеризуя этот особо значимый для формирования личности период, детский психолог Н.И. Непомнящая пишет: "С одной стороны, к данному возрасту ребенок накапливает довольно значительный объем конкретных знаний в операционально-технических способов, навыков, действий и т.д. С другой стороны, при всем относительном разнообразии условий воспитания детей эти условия характеризуются тем, что шестилетнему ребенку в большинстве случаев предъявляются определенные нормы, требования более настоятельно, чем в предыдущие возрастные периоды. В то же время сами предъявляемые требования, нормы пока что довольно общи, жестко не опредмечены (по сравнению с требованиями, предъявляемыми школьникам). Такая особенность является одним из условий обобщения шестилетним ребенком накопленного ранее опыта, возникновения образований, начинающих играть определяющую роль по отношению к разнообразным "конкретным механизмам психики"[8].
Человеческое "Я", внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Чем же определяются отношения ребенка с окружающими людьми, что лежит в их основе?
Рекомендуем к прочтению:
Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. "В основе ...
Потенциалы возрастного развития в зрелости
Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спо ...
Особенности изменения структуры идентичности студентов – психологов за
время обучения в ВУЗе
В нашем исследовании приняли участие 200 студентов-психологов с 1 по 5 курсы факультетов московских негосударственных вузов. (53 мужчины и 147 женщины). Среди них 53 человека – студенты 1 курса, 45человек - студенты 2 курса, 38 человек - ...