Развитие личности дошкольника
Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания — в "растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений". К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.
Самооценка проявляется в оценке человеком своих физических и психических возможностей, качеств и выражается в отношении его к самому себе. Исследуя структуру самооценки, психологи выделяют в ней в качестве основных когнитивный (познавательный) и аффективный (эмоциональный) компоненты. Они — и в самооценке шестилетнего ребенка. В основе когнитивного компонента самооценки лежит сравнение себя с другими, сопоставление собственных качеств с выработанными эталонами. Аффективный же компонент самооценки (он превалирует у дошкольников) выражает отношение человека к себе, уровень его удовлетворенности собой. При достаточном развитии обоих компонентов самооценка выполняет такую важную функцию, как функция регулятора поведения, деятельности. Посредством включения самооценки в структуру мотивации деятельности человек осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности (И.И. Чеснокова). Этот процесс активно развивается на протяжении дошкольного возраста.
Но он не прост; далеко не всегда самооценка не только шестилетнего ребенка, но и более старшего (и взрослого человека) является адекватной и соответствует его реальным проявлениям. Самооценка шестилетних детей может быть и неадекватной — завышенной либо заниженной. Правильность детской самооценки в значительной степени зависит от специфики, значимости для ребенка той деятельности, в которой он оценивает свои достижения, наглядности их результатов, знания собственных возможностей, степени сформированности критериев и навыков оценивания.
Вот почему самооценка ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. Свои достижения, например в рисовании, ребенок может оценивать правильно, в овладении грамотой — переоценивать, в пении — недооценивать.
Различают общую и частную самооценку. У детей старшего дошкольного возраста она становится дифференцированной.
Так, например, при общей высокой самооценке шестилетний ребенок может низко оценить свои успехи в овладении игрой в шашки, а достижения в плавании — как "пока еще средние".
Самооценка детей может различаться степенью критичности, самостоятельности, рефлексивности, аргументированности. Она может быть устойчивой и изменчивой. Ригидная, негибкая самооценка характерна для детей с аффективными формами поведения. Самооценка тесно связана с уровнем притязания, тем уровнем достижения, который, по мнению ребенка, ему по силам.
В процессе развития оценочной деятельности дошкольника происходит переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных качеств и собственных внутренних состояний, своих психических функций. Шестилетние дети способны вербально оценивать свою память и осознавать свои мнемические возможности. При этом они опираются на собственный практический опыт в мнемической деятельности, на оценку процессов памяти людьми, входящими в их ближайшую микросреду. Осознают старшие дошкольники и роль памяти в успешности учебы.
В ходе специального исследования Е.И. Комковой обнаружен ряд индивидуальных особенностей этого процесса. Большая часть экстравертов, интровертов, эмоционально стабильных и эмоционально нестабильных детей адекватно оценивали свои мнемические возможности. При этом экстраверты проявляли склонность к завышению своих мнемических возможностей, а интроверты — к занижению их.
Развитие самосознания и самооценки находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. В результате к концу дошкольного детства возникает важное новообразование — осознание своего "социального Я", того положения, которое он в данное время занимает, и складывается внутренняя позиция.
Своевременному появлению этого новообразования психологи придают важное значение — с ним в значительной степени связана социальная готовность ребенка к школе.
Рекомендуем к прочтению:
Взаимосвязь коммуникативных навыков у подростков
Выявление и развитие одаренных подростков, реализация их потенциальных возможностей на сегодняшний день является одной из наиболее приоритетных социальных задач. Для них очень важно психологическое сопровождение, так они имеют ряд специфи ...
Понятие педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности
Определяя педагогическую толерантность, необходимо проанализировать особенность деятельности учителя. Подчеркивая характер деятельности как самодеятельности, творчества, С.Л. Рубинштейн указывал на общественно необходимый, социально детер ...
Спрос в туризме
Необходимо кратко изучить все те важные для туризма тенденции в социо-демографических и психолого-поведенческих характеристиках потребителей, которые имели место в России за последнее время.
Какие же параметры характеризуют структуру тур ...