Общее понятие познавательной деятельности человека

Общая психология » Психология и Педагогика » Общее понятие познавательной деятельности человека

Страница 3

Для эмоций и чувств, как форм отражений действительности характерны следующие особенности:

1) большое многообразие их

2) они полярны

3) пластичны (способность быстро переходить от одного к другому чувству)

4) амбивалентны (в одно время несколько чувств)

5) субъективность отражения реальности

6) эмоции и чувства тесно связаны с органическими процессами и потому имеют яркую внешнюю выраженность, что позволяет нам читать чувства .

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы деятельности человека характеризуются их продолжительностью, интенсивностью, устойчивостью, управляемостью и действенностью.

В зависимости от степени эмоциональной возбудимости, впечатлительности и устойчивости различают:

- эмоциональные натуры

- сентиментальные

- страстные

- холодные натуры

2_

Мы ежедневно совершаем много различных действий, все многообразие которых можно свести к 3 группам:

1) действия инстинктивные (безусловно-рефлекторные)

2) действия условно-рефлекторные, приобретенные, привычные, не требующие волевых усилий.

3) Действия сложные, волевые, которые характеризуются наличием цели деятельности, планом их осуществления, борьбой мотивов поведения, наличием трудностей (объективных или субъективных), мобилизация сил на преодоление этих трудностей (волевым усилием).

Воля – это способность человека управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовать свои силы на достижение поставленных целей и на преодоление трудностей, стоящих на пути к ней.

Основными функциями воли являются:

1) функция волеизъявления (инициации)

2) функция выбора при конфликте целей и мотивов поведения

3) функция организации всех психических процессов в единую систему

4) функции контроля совершаемых действий

5) функция торможения наших действий

Любое волевое действие характеризуется 3-мя этапами:

1. на подготовительном этапе идет постановка задачи, осуществляющая выбор способа и средств деятельности и принимается решение. Заканчивается решимостью.

2. основной этап характеризуется исполнением принятого решения, корректировкой программы поведения и проявлением волевых усилий.

3. заключительный этап волевого действия характеризуется анализом и оценкой процесса и результата деятельности. Формируются выводы для последующего поведения в аналогичных ситуациях.

Свобода воли:

1) человек абсолютно свободен

2) детерминирован разными обстоятельствами

3) осознанная необходимость

Для различных волевых действий человек должен обладать различными волевыми качествами:

- целеустремленность

- самообладание

- самостоятельность

- решительность

- инициативность

- настойчивость

- смелость

- храбрость

- дисциплинированность и т.д.

3_

Под психическими состояниями человека понимают целостную характеристику его психики за определенный период времени, так или иначе влияющих на психическую активность и функциональную работоспособность.

Основными факторами, которые вызывают и обуславливают психические состояния, являются факторы внешней ил внутренней среды, индивидуальные или групповые обстоятельства, политические, экономические, социальные, социально-психологические и биологические обстоятельства в жизни людей, а также то, что было в прошлом, имеется в настоящем или предвидится в будущем.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Воспроизводство агрессивности в подростковых сообществах
Иногда понятие «агрессивность» употребляется как синонимичное с понятием «конфликтность». Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно, а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи между агрессивност ...

Новообразования личности в подростковом возрасте
Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода - бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определя ...

Подростковый возраст как историческое явление
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Существует несколько определений рубеже ...