Психология общении. Характеристика сторон общения
Человеч. отношения – общение, взмд-е людей, Многоплановость общения: 1) межличностные контакты (симпатия, антипатия); 2) соц. контакты; 3) межгрупповое общение. Поводы общения: 1) деловое, 2) личностное. Стр-ра общения: 1) коммуникативн. сторона (обмен инфо); 2) интерактивная (организация взмд-я м/д общающимися); 3) перцептивная (пр-сс восприятия и познания др.др.). Функции общения: 1) информативно-коммуникативная; 2) регулятивно - комм-ная; 3) аффективно - комм-ная. Общение как коммуникация. В ходе совместной д-ти люди обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроениями. Инфо формируется, развивается, лишь затем передается – интерсубъективный пр-сс: S S + осмысливание и понимание инфо. В пр-ссе комм-ции происходит псих. воздействие коммуникантов др. на др. Коммуникативные барьеры – соц.-психологич. влияние на ч-ка – соц., политич., религиозн., проф. различия – получается разная интерпретация понятий, разное мировоззрение. Причины: принадлежность партнеров к разным соц. гр., инд.-психологич. особенности общающихся. Вербальная коммуникация. – речь. Коммуникатор говорит – кодирует, реципиент слушает – декодирует. Модель коммуникативного пр-сса (Лассуэл): комм-р (кто?)– сообщение /текст (что?) – канал (как?) – аудитория (кому?) – эффективность (с каким эффектом?). Каждый элемент характ-ся св-ми, кот. м. повышать эфф-ть коммуникации. Невербальная комм-ция. Знаковые системы: оптико-кинестетическая – жесты, мимика, пантомимика (отображение эмоц. реакций). Пара – и экстралингвистическая – 1) вокализация; 2) паузы, покашливания, плачь. Проксемическая - организация пространства и времени: 0-45 см – интимная зона; 45-120 – персональная; 120-400 - социальная; 400-750 – публичная.
Межличностная перцепция - восприятие ч-ка ч-ком. В отеч. л-ре "восприятие др. ч-ка" = "познание др. ч-ка". Это обусловлено тем, что специф. чертами восприятия др. ч-ка являются не только его физч. хар-ки, но и повед-кие, и формирование предст-й о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках + об отношениях м/д субъектом и объектом восприятия. Идентификация (отождествление себя др.) – самый простой сп-б понять др. – уподобится ему. Выступает в кач-ве мех-зма познания и понимания др. ч-ка. Сущ. связь м/д идентиф. и эмпатией. Эмпатия – способ понимания др., стремление эмоц-но откликнуться на его проблемы, а не рациональное осмысление ч-ка (идентификация). Иден-ция – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее. Эмпатия – понять его, принять в расчет его т.зр., но действовать по-своему. Пр-сс понимания др. др. осложняется рефлексией – осознанием действующего инд-да того, как он воспринимается партнером по общ-ю - это удвоенный процесс зеркальных отражений. Каузальная атрибуция (Келли, Джонс). Сначала – приписывание причин повед-я др. ч-ка, позже – способы приписывания намерений, чув-в, кач-в Л-ти. Феномен приписывания возникает при дефиците инфо о др. ч-ке. Мера и степень приписывания зависит: 1) от степени уникальности/типичности поступка; 2) от степени его соц. "желательности"/ "нежелательности". + хар-р атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем. Соответственно избирается тип атрибуции: 1) личностная (причина приписывается лично совершающему поступок); 2) объектная (причина – объект, на кот. направлено дей-е); 3) обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам). Важным вопросом в пр-ссе восприятия ч-ка ч-ка является роль установки. Особенно значима эта роль при первом впечатлении о незнакомом ч-ке. Сущность "эффекта ореола" – в формировании специф. установки на воспринимаемого ч/з направленное приписывание ему опред. кач-в. Эффекты "первичности" и "новизны" Эфф-т первичности: если незнакомый ч-к, то первичная инфо о нем возобладает. Эфф-т новизны: в сит-ии восприятия знакомого новая инфо возобладает. Аттаракция – область исслед-ний, связ. с выявлением мех-змов образования различн. отношений к воспринимаемому ч-ку + это и пр-сс формир-я привлекательности ч-ка для др. и продукт этого пр-сса (т.е кач-во отнош-я). Общение как взмд-е ("интерактивная сторона общ-я" – обозначают хар-ку компонентов общ-я, кот. связаны со взмд-ем людей.). Некот. авторы: общение = взаимодействию, т.е. все – коммуникация (обмен инфо). Типы взмд-й. Кооперация – коорд-ция единичн. сил участников –необх. элемент совместн. д-ти. 1) разделение единого процесса д-ти между ее уч-ками; 2) изменение д-ти каждого. Конкуренция –конфликт. М.б. деструктивный (ведет к рассогласованию взмд-я, не зависит от причины, его породившей, легко переходит "на Л-ти". Развитие: вовлечение все большего числа уч-ков, их конфликтн. дей-й, умножения негативн. установок) и продуктивный (порождается различием т.зр. на проблему, на способы ее решения. Модели совместной д-ти: 1) кажд. уч-к делает свою часть общей работы независимо от др – "совместн.- индивид. д-ть" (бригады). 2) общая задача выполняется последовательно кажд. участником "совместно-послед. д-ть" (конвеер). 3) одновременное взмд-е кажд. уч-ка со всеми остальными - "совместн-взаимод. д-ть" (спортивная команда).
Рекомендуем к прочтению:
Психологические эффекты массовой коммуникации
В мире до сих пор борются две тенденции. Представители одной, теперь уходящей, никак не желают признавать наличия каких-либо особых «эффектов» [1, С.14].
Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и ...
Новообразования личности в подростковом возрасте
Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода - бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определя ...
Проблема своеобразия личности
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека – один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию. ...