Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 12

Результаты факторного анализа показали, что у девочек доминирующими компонентами ЦО являются учебно-познавательная и, с отрицательным знаком, свободная (досуговая) активность. У мальчиков доминирующими компонентами являются собственно ценности (терминальные и инструментальные).

На основе полученных данных в диссертации намечены основные пути коррекции ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. Суть их заключается в том, что в практической работе по формированию ЦО у девочек следует ориентироваться преимущественно на деятельностную сторону ЦО, в то время как у мальчиков – на мотивационно-смысловую. В практической работе также следует учитывать конкретные различия в иерархической и корреляционной структурах ЦО девочек и мальчиков (См. табл.1–3 и рис.2, 3).

Таким образом, результаты исследования подтверждают исходную гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. ЦО представляют собой целостное образование личности, включающее в себя мотивационно-смысловой, процессуально-результативный и коммуникативно-ориентировочный аспекты, которые тесно связаны между собой.

2. Существуют статистически значимые различия в иерархической структуре ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, которые обнаруживаются во всех выделенных ее аспектах. Наибольшие различия получены в процессуально-результативном аспекте ЦО.

3. Имеются особенности корреляционной структуры ЦО девочек и мальчиков внутри мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов.

4. Психологические особенности ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста обнаруживаются в их целостной структуре. Эти особенности проявились в характере и тесноте связей между основными аспектами ЦО, указывающих на преимущественно "поисковую" ориентацию у мальчиков и "адаптивную" у девочек.

5. В практической работе по коррекции ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста целесообразно опираться на обнаруженные, статистически значимые различия в конкретных параметрах и признаках мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО.

[*] Статистически значимые различия оценивались с помощью t-критерия Стьюдента

* Коэффициенты корреляций вычислялись по формуле Спирмена

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Рекомендуем к прочтению:

Структурные компоненты профотбора
Проблема жизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXI века. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследования зиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. В рамка ...

Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготский выделял 3 группы периодиз ...

Документационное обеспечение делового общения
Существуют следующие виды переписки: дружеские письма, общественно-бытовая переписка и деловая корреспонденция. Деловое письмо имеет следующую структуру: заголовок, дата, внутренний адрес, обращение, основная часть, заключительная часть, ...