Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 9

У мальчиков компонент "свободная активность" коррелирует с большинством компонентов процессуально-результативного аспекта, в то время, как у девочек эти связи практически отсутствуют. У девочек же центральным компонентом аспекта является учебная активность. Полученные данные свидетельствуют о том, что девочки реализуют свои ценности преимущественно в рамках учебной деятельности, а мальчики – в сфере свободной активности. При этом, девочки стремятся разграничить сферы досуга и школьной жизни, мальчики же, больше увязывают сферы своей активности в единое целое.

Анализ иерархической структуры коммуникативно-ориентировочного аспекта ЦО позволил определить иерархию "значимых других" в ориентации на ценности и их оценку. В качестве "значимых других" выступали "учителя", "сверстники", "друг (подруга)", "парень (девушка), который (ая) нравится", "мама", "отец". Полученные результаты свидетельствуют о высокой оценке подростками отношений с другом или подругой. Второй ранг девочки отвели маме, мальчики – маме и девушке, которая нравится. Отцу мальчики отводят третий ранг, девочки – пятый. Четвертый ранг подростки отвели сверстникам, последний, в оценках подростков, получили учителя.

Девочки в наибольшей степени откровенны со своей подругой, мальчики – с мамой. Второй ранг девочки отвели маме, мальчики – другу. Подростки маме и другу (подруге) не только отводят самые высокие ранги, но и особо "выделяют" эти два параметра в ряду других. А именно, получившие третий ранг параметры имеют показатели значительно ниже, – у девочек более чем в два раза, у мальчиков – почти на треть. Девочки отвели его парню, который нравится, мальчики – отцу, у девочек отец получил пятый ранг. Мальчики более доверительны с отцом (р < 0,01): практически каждый второй мальчик и лишь каждая пятая девочка высоко оценили этот параметр. Пятый ранг в оценке мальчиков получили сверстники. На последнем месте у подростков по степени откровенности, доверительности – учителя.

Результаты анализа компонента "эмоциональный тонус", указывающего на степень эмоционального комфорта во взаимоотношениях, показал, что высшие ранги подростки отвели сверстникам. Девочки (в порядке значимости) указали на подругу (1), парня, который нравится (2), сверстников – (3). Мальчики – на друга (1) и сверстников (2). Третий и четвертый ранги мальчики отвели родителям – маме и отцу, девушке, которая нравится – пятый. Девочки родителям отводят ниже ранг – четвертый и пятый. Последний, самый низкий, – шестой ранг подростки отвели учителям.

Характерным для результатов анализа компонента "конфликтность" является то, что девочки отмечают конфликты преимущественно в семье (мать – 1, отец – 2), мальчики – вне семьи, во взаимоотношениях с учителями (1). Однако следует учесть, что речь идет не столько о конфликтах, (которые очевидно имеют место), сколько о субъективных оценках такого рода ситуаций подростками. Таким образом, девочки эмоциональнее, острее воспринимают возникающие противоречия в семье, мальчики – вне ее. Еще одна особенность – у девочек более широкий "конфликтный круг". Высокие показатели уровня конфликтности в оценке девочек получили и мать, и отец, и сверстники, и учителя. У мальчиков же – преимущественно учителя.

Мальчики намного острее (р < 0,02) воспринимают конфликтные ситуации с учителями. Полученные результаты можно интерпретировать как "определитель" "поля сражения" за собственный статус. Для девочек – это семья: мать и отец, для мальчиков – учителя.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем к прочтению:

Структурные компоненты профотбора
Проблема жизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXI века. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследования зиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. В рамка ...

Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров, конфликты и пути их разрешения
Подготовка к переговорам включает следующие этапы: составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, редактирование, ...

Умственное развитие
В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происход ...