Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 7

Статистическая оценка значимости различий в признаках мотивационно-смыслового аспекта ЦО девочек и мальчиков (см. табл.1) показала их достоверность по целому ряду признаков во всех компонентах: терминальные и инструментальные ценности, жизненные планы и свойства личности. Из таблицы видно, что наиболее существенные различия обнаруживаются по признакам терминальных ценностей. В других компонентах мотивационно-смыслового аспекта ЦО эти различия менее выражены. Если в терминальных ценностях статистически значимыми оказались различия по каждому четвертому из списка признаков, то по другим компонентам, в среднем, – по каждому десятому. Полученные факты свидетельствуют о необходимости учета в практической работе, прежде всего, различий в терминальных ценностях (ценностях-целях) девочек и мальчиков.

Примечание: здесь и в последующих таблицах приведены только те признаки, по которым получены различия не ниже 10% уровня значимости.

Анализ корреляционной структуры мотивационно-смыслового аспекта показал, что ценности, составляющие систему ориентаций подростков, значительно полнее и интенсивнее осваиваются мальчиками (См. рис.2 и 3), что отражает, на наш взгляд, "поисковый" характер ориентаций мальчиков и "адаптивный" – девочек[†]. Так, для достижения своих целей мальчики намного шире используют имеющиеся средства и ориентированы на поиск новых. При этом у мальчиков больше выражена объектная направленность ориентаций, у девочек – субъектная. Корреляционный анализ компонента "свойства личности" выявил положительные связи между параметрами альтруистической и эгоцентрической направленности личностных свойств и у девочек, и у мальчиков (р < 0,01). Анализ же характера связей между параметрами компонентов "свойства личности" и "ценности" свидетельствует о существенных различиях по полу. Число этих связей у мальчиков значительно больше, чем у девочек.

Сравнивая полученные корреляции внутри компонентов "ценности" и "свойства личности" (См.рис.2 и 3), можно отметить большую их связь у девочек в компоненте "жизненные планы", у мальчиков – в компонентах "ценности" и "свойства личности". Доминирующая в иерархии мальчиков предметная направленность жизненных планов значимо коррелирует с эгоцентрической и коммуникативной направленностью, которые в свою очередь положительно связаны между собой. Указанные связи образуют своеобразную "триаду", выражающую общую направленность жизненных планов мальчиков. Параметр же альтруистической направленности не коррелирует с остальными параметрами компонента. И для девочек, и для мальчиков характерна относительная автономность "жизненных планов" по отношению к другим компонентам мотивационно-смыслового аспекта. Это свидетельствует о некоторой нереальности планов подростков и может объясняться: во-первых, относительной отдаленностью планов во времени; во-вторых, представлением о планах как о желаемом, но мало связанном с сегодняшним днем, нынешней деятельностью будущем; в-третьих, более или менее глубоким убеждением в том, что реализация жизненных планов зависит не столько от самих подростков, сколько от обстоятельств, случайности, удачи, везения.

Рассмотрение иерархической структуры процессуально-результативного аспекта ЦО позволило определить доминирующие позиции в различных компонентах: сферах реализации ценностей, результативности учебно-познавательной и общественной активности, в свободной (досуговой) деятельности девочек и мальчиков.

Оценивая возможности реализации ценностей и в различных сферах, мальчики указали на коммуникативную и сферу свободной активности (досуга), практически одинаково и довольно высоко оценив возможности "реализации себя" в них. Девочки, как основную, выделяют коммуникативную сферу, отводя сфере свободной активности второй ранг. Они значительно ниже ценят возможности этой сферы – различия в оценках девочками указанных сфер значимы на уровне р < 0,01. Третий ранг в оценке подростками основных сфер реализации ценностей и склонностей получила сфера учебно-познавательной, четвертый – общественной деятельности. Статистически значимые на уровне р < 0,05 различия фиксируются в оценке подростками сферы свободной (досуговой) активности – мальчики ценят ее возможности выше. В целом, низко оценив возможности "реализации себя" в сфере общественной деятельности, девочки, все же, ценят их выше чем мальчики (р < 0,02). В оценке этого параметра, вероятно, отразилась степень участия в общественной работе. Анализ различных компонентов процессуально-результативного аспекта ЦО выявил существенные различия, прежде всего по параметрам, отражающим результативность учебно-познавательной и общественной деятельности подростков. Ее показатели у девочек значительно выше (р < 0,01). Девочки в сравнительно большей степени реализуют себя в организованной, и, в частности, взрослыми сферах школьной жизни. Мальчики предпочитают "нерегламентируемую" взрослыми, или "регламентируемую" в значительно меньшей степени, – досуговую сферу деятельности, где могли бы проявиться их "поисковые" качества.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем к прочтению:

Женщины и боязнь деформации
Руководитель - диктатор "во время работы". (Владимир Ленин) Утратить женственность не самая привлекательная профессиональная перспектива. Если посмотреть на российских женщин, которые занимают руководящие посты, то складывается ...

Культурные факторы возникновения личностного конфликта
Многие люди, столкнувшись с конфликтными ситуациями в отношениях, задумываются невротики они или нет. Ведь не зависимо от индивидуальных особенностей, наследственности, конфликты играют большую роль в возникновении неврозов. В нашей культ ...

Психологический портрет клиента, определяемый по форме лица
Классическое круглое лицо. Образ такого клиента отличается желанием действовать постоянно, не раздумывая. Горяч, несдержан, хотя всегда весел, с оптимистическим взглядом на действительность. Любит быть душой компании, язвителен, остроуме ...