Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 8

Ранжирование признаков компонента "свободная (досуговая) активность" показало, что значительную часть своего свободного времени и девочки, и мальчики отдают общению. В большей степени преобладает общение с мамой, друзьями-сверстниками. Следующее по "весу" в досуге подростков – пассивное времяпровождение: "смотрю телевизор", "слушаю музыку" и т.п. Низкие ранги в иерархии компонента получили признаки: "занимаюсь самообразованием", "посещаю театры, музеи, выставки", "занимаюсь общественной работой". Активность девочек в свободное время имеет тенденцию преимущественно к коммуникативной направленности (р < 0,10), у мальчиков – коммуникативную и эгоцентрическую (р < 0,05).

Данные, полученные в результате анализа желаемого проведения своего свободного времени мальчиками и девочками свидетельствуют о стремлении подростков к более интимному, доверительному общению, в частности, с парнем (девушкой), который (ая) нравится (р < 0,01).

У девочек в планировании своего досуга преобладает желание "самосовершенствоваться": больше времени уделять самообразованию – этот признак получил наиболее существенный "сдвиг" по ранговой шкале (р < 0,01), чтению художественной литературы, посещению театров, музеев, выставок (р < 0,01) и т.п. У мальчиков в структуре желаемого проведения времени также доминирует общение, при общей смене его характера на более доверительное, интимное: с девушкой, которая нравится, с мамой, с отцом. Напротив, общение с друзьями во дворе, по школе получили намного ниже ранги. Статистически значимые различия отмечаются на уровне, соответственно, р < 0,05 и р < 0,01. Значительное место у мальчиков занимает желание помогать родителям. Заключает верхнюю часть иерархии желаемого проведения времени стремление заниматься самообразованием, читать. Характерно, что те виды деятельности, которым подростки в настоящее время уделяют достаточно много времени (1–9 ранги), в будущем их мало привлекают. Наоборот, тем, которые находятся в средней части списка (10–17 ранги), – намерены уделить больше внимания. Мальчики планируют "усиление" альтруистической направленности своей деятельности в свободное время (р < 0,05). У девочек различий по этим параметрам не выявлено, а по параметрам эгоцентрической направленности у них отмечаются различия на уровне р < 0,05, т.е., в будущем девочки больше хотели бы "заниматься собой". Большую активность, по сравнению с мальчиками, девочки планируют в отношении коммуникативной деятельности (р < 0,05).

Обобщая итоги иерархического анализа структуры процессуально-результативного аспекта ЦО, можно заключить, что удельный вес различий по данному аспекту (См. табл. 2) значительно выше, чем по предыдущему (мотивационно-смысловому). Различия здесь проявляются во всех компонентах и, в среднем, по каждому второму параметру и признаку. Такая плотность различий обусловлена реальной включенностью подростков в процесс реализации ценностей, которая проявляется в результатах деятельности. Это еще раз свидетельствует о необходимости деятельностного подхода в дифференциальном анализе ЦО.

Корреляционный анализ так же выявил различия в характере связей параметров процессуально-результативного аспекта ЦО девочек и мальчиков (См. рис. 2 и 3). Девочки реализуют себя преимущественно в учебной деятельности. Об этом свидетельствуют статистически значимые связи параметров сфер реализации (коммуникативной, учебно-познавательной и общественной деятельности).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем к прочтению:

Строение самоотношения как психологическая проблема.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса са ...

Особенности восприятия детей из полных и неполных семей
В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возмож ...

Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 года в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты ...