Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста
Несколько выше ценят девочки свое трудолюбие, честность, искренность, бескорыстие, требовательность к себе, свою дисциплинированность, считают себя менее вспыльчивыми, раздражительными по сравнению со своими сверстниками. У мальчиков, в оценках собственных качеств и качеств, присущих их ровесникам на статистически значимом уровне выявлено намного меньше различий. Эти различия оказались значимыми на 5% уровне лишь в оценке чувства долга, ответственности и доброты.
В целом же и девочки, и мальчики при оценке практически всех качеств "Молодого поколения" поставили оценки ниже (в отношении положительных, высоко ценимых свойств личности) или выше (в отношении отрицательных) по сравнению с самооценкой ("Я"). В значительно большей степени подростки соотносят себя со старшим поколением. Они преимущественно ориентированы на формирование у себя личностных свойств присущих старшим. По мнению испытуемых, качества взрослых больше соответствуют их "идеальному образу". У девочек ориентация на старших как носителей определенных свойств выражена сильнее, мальчики же, в целом ориентируясь на "старшее поколение", больше соотносят себя со своими ровесниками. Отмечается очевидное влияние стереотипов фемининности и маскулинности на оценку личностных свойств девочками и мальчиками. Это влияние проявляется в иерархии свойств-ценностей, самооценках, оценках свойств младшего и старшего поколений.
В результате анализа жизненных планов подростков выявлены доминирующие планы-цели близкие во временном отношении, у девочек: завоевать уважение со стороны одноклассников, родителей, создать собственную семью, добиться уважения со стороны учителей, достичь высоких нравственных качеств. У мальчиков: добиться успехов в работе, более высокого уровня образования, уважения со стороны родителей, одноклассников, создать собственную семью. Последние места в иерархии жизненных планов подростки отвели стремлению к более активному участию в общественной жизни, желанию быть избранными в руководящие органы общественных организаций. Анализ иерархической системы жизненных планов со стороны направленности, указывает на преимущественно коммуникативную и альтруистическую их ориентацию у девочек; предметную и эгоцентрическую – у мальчиков.
Контент-анализ сочинений подростков позволил более предметно проанализировать жизненные планы отдаленного во временном отношении (на 10-13 лет) будущего, выявить их ориентацию. Проанализировано 257 сочинений, в том числе 138 сочинений девочек и 119 – мальчиков. Как показал анализ, мальчики ориентированы, прежде всего на профессиональную сферу, девочки – на семейно-бытовую. Главный ориентир подростков – достижение материального благополучия. При этом, если мальчики, сильно завышая свои возможности, все-таки предполагают достичь его собственным трудом, то девочки, чаще всего, рассчитывают на удачное замужество. Анализ сочинений позволяет утверждать, что у большинства подростков сильно завышена самооценка. Практически все авторы сочинений уверены в своих достижениях: образовании, профессии, счастливой семейной жизни, материальном благополучии и т.п. Однако свое будущее подростки зачастую не связывают с сегодняшним днем. В наибольшей степени завышены ожидания школьников в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия. Они ждут слишком многого и слишком быстро. Девочки, по сравнению с мальчиками, ожидают достижений во всех сферах жизни, особенно в семейной, в более раннем возрасте. Школьники, в большинстве своем, очень слабо представляют жизнь в новых экономических условиях. Лишь отдельные из них учитывают возможные трудности и проблемы.
Рекомендуем к прочтению:
Метод опосредованного запоминания
Данный метод предназначен для исследования логической памяти. Испытуемому прочитывается ряд слов, для запоминания каждого из которых он должен выбрать какую-либо одну из разложенных на столе (картинок. Выбираются картинки, имеющие ту или ...
Динамика школьных страхов на начальной ступени обучения
Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников в условиях обучения – основная задача психолога образования. Система обучения ребенка в коллективе сверстников таит в себе факторы, которые негативно сказываются на эмоц ...
Психопатологические свойства компьютерной зависимости
Патологическая увлеченность компьютерными играми динамично развивается. В среднем для человека требуется не более полугода-года для становления действительным игровым аддиктом. Она поглощает человека, отнимая массу времени на развитие и о ...