Теории личности в отечественной психологии.
Прежде всего, личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий.
Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.
Следовательно, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Соотношение понятий:
Наиболее общим понятием является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, ВПФ, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти способности и свойства не передаются по наследству, а формируются прижизненно. Поскольку сознание, речь и т.д. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" -
как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность не только объект общественных отношений, но преломляет социальные воздействия, преобразует, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально-обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность – понятие социальное. Не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личность – не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения, строить самого себя и других. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Инд-ть выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности.
Рекомендуем к прочтению:
Консультирование при
переживании утраты
Наиболее типичными причинами переживания горя при утрате являются смерть близкого человека и развод.
Консультирование людей, перенесших утрату, - это нелегкое испытание духовных сил и профессиональной компетентности. Консультирование лич ...
Развитие теоретических взглядов на проблемы
подросткового возраста
Во второй половине ХХ века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая нап ...
Проблема одиночества в подростковом возрасте
В психологии хорошо известно, что в древности человек не осознавал себя как отдельную личность.
«Сознание отдельного человека по своему существу было коллективным и определялось принадлежностью индивида к его социальной группе: роду, пле ...